Журналы для тех, кто выбирает успех!
Отдел продаж: 8(017) 342-57-00
Отдел маркетинга:8(029) 534-10-32
Отдел рекламы: 8(017) 342-57-00
27 ноября 2017 Лидерство и бизнес

Лидерство и бизнес

      ошибочные представления о лидерстве

 Часто считают, что лидерство основано на должности, хотя как раз наоборот – лидер сам создает должности в результате развития бизнеса. Предположение о том, что человек, носящий внушительный титул или назначенный на управленческую должность, уже является лидером, принципиально ошибочно. Лидерство не получают вместе с постом. Оно исходит не из назначения, а от влияния, которое нельзя получить в качестве награды, его заслуживают, достигают или зарабатывают. Назначения дают больше шансов стать лидером. Они дают возможность повысить влияние, но при этом не исключается и вероятность вообще потерять влияние, даже при сохранении должности. Таким образом, лидер и человек, занимающий управленческую должность, – не синонимы. Хотя нередко руководитель есть лидер.

 Еще одно заблуждение состоит в том, что лидеры – это предприниматели, т.е. те, кто умеет зарабатывать деньги, продавать или комбинировать. Так есть далеко не всегда. Предприимчивость, творчество, успех содействуют лидеру, но не делают его таковым. Необходимо долгосрочное устойчивое и признаваемое влияние.

 Среди распространенных заблуждений о лидерстве существует убеждение в том, что сущность лидерства составляет определенная сила, а значит, тот, кто больше знает, тот и лидер («знание – сила»). Но мы видим на практике, что лидеры – далеко не те люди, которые имеют самые высокие коэффициенты интеллекта или баллы в зачетной книжке. Иногда даже способности к лидерству находятся в полной противоположности с мыслительными способностями. Таким образом, уровень знаний и уровень лидерских качеств – это не одно и то же. Вместе с тем не следует заблуждаться: без знаний нет лидера.

 Известно утверждение Ли Якокка: успех приходит не благодаря тому, что вы знаете, а благодаря тому, кого вы знаете и как презентуете себя каждому из этих людей.

 Ошибочным представлением о лидере является олицетворение его с тем, кто идет впереди. Лидер – не первопроходец. Быть первым – не значит быть лидером. Например, группа штурмует вершину. Первым ее достиг один из членов этой группы. Но лидером ее остался человек, за которым преднамеренно и сознательно последовали все остальные на штурм вершины.

           Просто достигший вершины раньше других первым осуществил перспективный замысел реального Лидера. А таковым является человек, имеющий наибольшее и устойчивое влияние на других. Условия для получения такого влияния существенно расширяют менеджмент. 


Правила лидерства

 1. Каждый лидер должен представлять потолок своей карьеры, он ориентируется на свой лидерский потенциал и задает сам себе рамочные условия и границы свободы для своих действий. Вы сами даете ответ на вопрос, кем Вы являетесь, отождествляя при этом себя с личностью лидера. Это  походное правило лидерства.

 2. Чем труднее задача, тем значительнее арсенал методов ее решения. Возникающие трудности несут вместе с собой адекватный им потенциал разрешения проблемы. Чем серьезнее проблема, тем больший опыт лидерства приобретаете вы при ее решении. Опыт не измеряется стажем работы. Чем сложнее проблемы, тем ценнее опыт. Поэтому лидер любит проблемы и трактует их как уроки, ведущие к будущим успехам.

 3. Чтобы стать лидером, надо дать себе установку на достижение поставленных целей и знать твердо, что вы в состоянии это сделать. А далее надо учиться тому, что приближает к успеху. Лидер смотрит вперед, и уже не важно, откуда он стартовал, на какой машине он едет, а важно то, в каком месте колесо касается дороги, если она приближает к желаемой цели.

 4. Будущий лидер начинает с самого себя. Чтобы иметь лучших последователей, надо стать самому лучшим. Чтобы повысить свою эффективность, надо начинать с повышения самооценки в той области, где хотите стать лучше. Самооценка дискретна, она состоит из условно отдельных частей, каждая из которых влияет на остальные.

Обозначим эти части:

- идеальное представление самого себя, т.е. моя миссия, ценности, цели, задачи, авторитеты, те качества, которыми я хотел бы обладать, а также мечты, ожидания, надежды. Успешные лидеры хорошо знают самого себя, кем являются в действительности, и, главное, они отлично знают, к чему стремятся. У непреуспевающих людей идеалы расплывчаты, неконкретны их цели. Идеальный образ содействует преодолению демотивирующих барьеров и развитию личности лидера, т.к. он включает перспективу успешного будущего;

 - уверенность в себе, что является решающим качеством формирования, развития и реализации личности лидера. Она задает потенциал лидера и содействует реализации его творческой энергии, а также т.н. пробивной силы, т.е. предприимчивости. Эта часть самооценки воспринимается другими людьми, заряжая их или, наоборот, подавляя инициативу и оптимизм;

 - внутреннее состояние, имидж самого себя, самого себя восприятие, самонастройка на успех. Успешные лидеры имеют весьма позитивный образ самих себя. На него надо ориентировать сам образ мышления, хотя стремление к лидерству и закреплено в человеке генетически.

 Чтобы полностью изучить и соблюдать правила лидерства, необходимо знать, как функционирует разум. Мы хорошо понимаем, что каждый из нас является владельцем самого совершенного компьютера. В нашем мозге порядка 100 000 000 000 нервных клеток, каждая из которых связана в одно и то же время с 10 000 других. Иначе говоря, у одного человека может быть триллион мыслей, идей, предложений, суждений. А где правила эксплуатации мозга? Кто предложит инструкцию по использованию опыта, знаний, информации, факторов, событий? Их нет. Вместе с тем еще более пяти тысяч лет назад были известны первоначальные принципы работы мозга. Они действуют также невидимо, как законы физики, например, законы Ньютона, Кирхгофа, Кеплера. Но каким образом эти ученые смогли обнаружить закономерности в действии естественных сил природы? Принципы работы мозга, оказывается, коррелируют с теми законами природы, которые относятся ко всем системам и процессам. Эти принципы, безусловно, содействуют успеху в бизнесе, а значит, и лидерству. Рассмотрим основные из них.

 

Принципы успешного лидерства


 В качестве таких принципов будем рассматривать те правила, которым должны следовать лидеры, чтобы получить максимальные достижения, и которые вытекают из законов самой природы.

 1. Причинно-следственные взаимосвязи. Принцип причинно-следственных соотношений характерен для любых процессов и явлений как живой, так и неживой природы. Его впервые объяснил древнегреческий философ Сократ в 425 году до н.э.  вместе со своими учениками Ксенофонтом и Платоном.

 Существуют причины как успеха, так и неудач. Их можно предвидеть, изменить, ими можно управлять, зная, что ничто не случается случайно. Существует причина, часто ее нельзя сформулировать однозначно. Задним числом это удается легче.

 Для укрепления потенциальных возможностей лидера надо знать, что первопричиной обстоятельств являются мысли, а следствием их – ситуации.

 Иначе говоря, чтобы изменить условия жизни или хозяйственную ситуацию, надо вначале изменить те мысли, от которых они происходят. Таким образом, чтобы стать лидером, надо уметь контролировать свои мысли. Здесь мы переходим к еще одному принципу поведения лидера.

 2. Контроль событий. Возможно, для большинства лидеров данный принцип является основополагающим правилом их жизни. Обычно контролируют события уверенные в себе, довольные собой, положительно настроенные по отношению прежде всего к себе люди. Без контроля над собой нет успешного лидерства. По мнению ученых-психологов, у нас есть внутренний или внешний центр контроля. В первом случае мы сами отвечаем за свое поведение, во втором – готовы находиться под контролем других. Люди с развитым внутренним контролем не ищут тех, кто виноват в их неудачах. Внешне контролируемые люди работают не столь эффективно, они подвержены стрессам и перегрузкам. Может быть, здесь находится основное оправдание для тех, кто стремится занять лидерские позиции. Во всяком случае, с этих  позиций контроль видится иначе, чем он рассматривается в менеджменте.

 Контроль для того, кто претендует на лидерские позиции, связан интерпретацией ситуации собственными силами. Контроль обусловлен самим образом мышления. Лидер воспринимает одно и то же событие изначально как благоприятное с положительным образом его толкования. Лидер управляет способом представления фактов. Но принцип контроля действует наряду с другим принципом случайности – принципом противоположного содержания.

 3. Принцип случайности. С одной стороны, все происходящее есть дело случая, вопрос удачи или везения. И многие полагаются на волю случая, не планируют свою карьеру, не уточняют цели, пассивно плывут по течению, действуя в полной противоположности с принципом контроля, но не по принципу случайности. Потому что, с другой стороны, все, что происходит, случается благодаря лидерству. Успех предприятия определяется его лидерами.

Лидеры не доверяются случаю. Иначе может наступить состояние приобретенной беспомощности, бессилия и пессимизма. Поэтому задача потенциального лидера состоит в том, чтобы компенсировать принцип случайности принципом контроля на основе уверенности в себе, а также принципом причинно-следственных взаимосвязей на основе объяснения того, что  другим кажется случайным. Сила нашего разума может менять обстоятельства бизнеса. Этому содействует использование еще одного принципа.

              4. Принцип соответствия. Из него следует метод аналогий. В основе принципа аналогий лежит некоторое сходство. Если оно полное, то его называют тождеством. Метод аналогий использует ассоциативное мышление. Аналогия опирается на творческое использование знаний и является тенденцией развития на основе управления этими знаниями. Имеются две несопоставимые тенденции:

               - открытие новых обстоятельств, фактов, явлений, взаимосвязей, процессов, механизмов – это прогрессивная лидерская тенденция;

                  - сведение новых знаний и фактов к привычным представлениям в рамках старых схем и концепций – это консервативная тенденция, которая имеет место как в менеджменте, так и в любой области творческой деятельности.

Прогресс возможен благодаря лидерам, ломающим старые схемы, которые были созданы предыдущими знаниями. Но изменение ситуации начинается с изменения самого себя. В этом состоянии еще одно проявление принципа соответствия – соответствие между внешним и внутренним миром лидера, восприятие внешнего мира как зеркального отражения внутреннего.

Можно сделать еще один вывод: лидерами могут быть не только люди, но и те продукты, которые ими созданы, например, популярные товары, концепции, научные идеи, но это тоже зеркальное отражение внутреннего мира тех людей, которые задумали и произвели эти продукты.

 

ООО "Промкомплекс" © 2010
разработка сайта - TANIX